РЕСУРСНЫЙ КЛАСС

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Поэтому в настоящее время создаются ресурсные классы при средних общеобразовательных школах, которые являются эффективной моделью для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с аутизмом. «Ресурсный класс» («Ресурсная зона») — модель инклюзивного образования для детей с расстройствами аутистического спектра, которая за последние пять лет доказала свою эффективность при включении детей в систему общего образования.

Доступная среда. Материально-техническое оснащение.

Так, в МБОУ СОШ № 50 г. Пензы в 2019 году был создан ресурсный класс, в котором обучаются 7 детей с расстройством аутистического спектра.

   

Строгого правила о том, как должен быть оборудован ресурсный класс   ̶   не существует. Оно, как правило, разделяется на несколько зон, каждая из которых оснащается своим комплектом оборудования. Важно выдержать зональность помещения ресурсного класса: зона занятий, где размещаются специальные парты, позволяющие работать ребенку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители; зона для индивидуальных занятий, зона для групповых занятий, зона сенсорной разгрузки и рабочая зона учителя.

В зоне индивидуальных занятий размещаются специальные парты, позволяющие работать ребенку вместе с педагогом и не отвлекаться на внешние раздражители.

Несколько парт, стоящих рядом с доской полукругом, представляют собой зону групповых занятий  ̶  фрагмент общеобразовательного класса и позволяют отрабатывать навыки реагирования на фронтальную инструкцию.

        

Поскольку каждый ученик должен иметь возможность снять усталость от занятия, непрерывного нахождения за партой или тревожность, то без сенсорной зоны не обойтись. Она может быть использована в качестве поощрения за выполненное задание или как дополнительная мотивация для учебы на усмотрение педагога. Это могут быть батуты, гамаки, сухие бассейны, сенсорные туннели, сенсорные чулки и т.п.

     

 Рабочая зона учителя наполняется оборудованием, исходя из потребностей педагога и администрации школы. Это, как правило, оргтехника, соответствующая мебель, приспособления для самостоятельного изготовления учебных материалов и т.п.

        

Также в распоряжении педагога и учеников имеется   специальная литература, учебное и игровое оборудование, которое будет применяться непосредственно на занятии, дидактические материалы, паззлы, игры на развитие моторики, музыкальные игрушки, логические игрушки, сюжетные игры и многое другое, а также это комплект визуальных материалов и средств альтернативной коммуникации.

Для детей с РАС в нашей школе есть отдельный кабинет – сенсорная комната. Она является местом для организации игр и общения с одноклассниками, а также где ученики ресурсного класса могут отдохнуть во время перемен и перерывов, успокоиться в случае сенсорной перегрузки, набраться сил в случае усталости.

Именно школа является той естественной средой, в которой происходит подготовка ребенка с аутизмом к дальнейшей жизни. Правильно организованная и структурированная среда может помочь ребенку научиться взаимодействовать с внешней средой.