Основной «группой риска» для пропаганды экстремистов является молодежь как наиболее чуткая социальная прослойка. Причем молодежь подросткового возраста, начи-ная примерно с 14 лет — в эту пору начинается становление человека как самостоятельной личности.
Мотивами вступления в экстремистскую группу являются направление на активную дея-тельность, стремление к индивидуальному самовыражению и общению с людьми, разде-ляющими их убеждения, ориентация на агрессивное поведение, а также стремление выра-зить протест и почувствовать свою независимость.
Важно помнить, что попадание подростка под влияние экстремистской группы легче пре-дупредить, чем впоследствии бороться с этой проблемой. Несколько простых правил по-могут существенно снизить риск попадания вашего ребенка под влияние пропаганды экс-тремистов:
— Разговаривайте с ребенком. Вы должны знать с кем он общается, как проводит время и что его волнует. Обсуждайте политическую, социальную и экономическую обстановку в мире, межэтнические отношения. Подростку трудно разобраться в хитросплетениях миро-вого социума и экстремистские группы зачастую пользуются этим, трактуя определенные события в пользу своей идеологии.
— Обеспечьте досуг ребенка. Спортивные секции, кружки по интересам, общественные ор-ганизации, военно-патриотические клубы дадут возможность для самореализации и само-выражения подростка, значительно расширят круг общения.
— Контролируйте информацию, которую получает ребенок. Обращайте внимание, какие передачи смотрит, какие книги читает, на каких сайтах бывает. СМИ является мощным орудием в пропаганде экстремистов.
Основные признаки того, что молодой человек или девушка начинают подпадать под влияние экстремистской идеологии, можно свести к следующим:
а) его (ее) манера поведения становится значительно более резкой и грубой, прогрессирует ненормативная либо жаргонная лексика;
— резко изменяется стиль одежды и внешнего вида, соответствуя правилам определенной субкультуры;
— на компьютере оказывается много сохраненных ссылок или файлов с текстами, роликами или изображениями экстремистко — политического или социально-экстремального содер-жания;
— в доме появляется непонятная и нетипичная символика или атрибутика (как вариант — нацистская символика), предметы, которые могут быть использованы как оружие;
— подросток проводит много времени за компьютером или самообразованием по вопросам, не относящимся к школьному обучению, художественной литературе, фильмам, компью-терным играм;
— повышенное увлечение вредными привычками;
— резкое увеличение числа разговоров на политические и социальные темы, в ходе которых высказываются крайние суждения с признаками нетерпимости;
— псевдонимы в Интернете, пароли и т.п. носят экстремально-политический характер.
Если вы подозреваете, что ваш ребенок попал под влияние экстремистской организации, не паникуйте, но действуйте быстро и решительно:
1. Не осуждайте категорически увлечение подростка, идеологию группы — такая манера точно натолкнется на протест. Попытайтесь выяснить причину экстремистского настрое-ния, аккуратно обсудите, зачем ему это нужно.
2. Начните «контрпропаганду». Основой «контрпропаганды» должен стать тезис, что чело-век сможет гораздо больше сделать для переустройства мира, если он будет учиться даль-ше и как можно лучше, став, таким образом, профессионалом и авторитетом в обществе, за которым пойдут и к которому прислушаются. Приводите больше примеров из истории и личной жизни о событиях, когда люди разных национальностей и рас вместе добивались определенных целей. Обязательным условием такого общения должны быть мягкость и не-навязчивость.
3. Ограничьте общение подростка со знакомыми, оказывающими на него негативное влия-ние, попытайтесь изолировать от лидера группы.
Профилактика экстремизма в подростковой среде
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около трид-цати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудни-честву и периодическими взрывами конфликтности. В настоящее время одной из актуаль-ных проблем в России является экстремизм среди подростков и молодежи. Экстремизм — это деятельность (а также убеждения, отношение к чему-то или кому-то, чувства, действия, стратегии) личности, далёкие от обычных общепринятых. В обстановке конфликта — демон-страция жёсткой формы разрешения конфликта.
Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экс-тремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключи-тельности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной нена-висти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.
Считать те или иные действия экстремистскими позволяет совокупность следующих крите-риев:
1. Действия связаны с неприятием существующего государственного или обществен-ного порядка и осуществляются в незаконных формах. Экстремистскими будут те действия, которые связаны со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, цен-ности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию. Экстремистская по содержанию дея-тельность всегда является преступной по форме и проявляется в форме совершае-мых общественно опасных деяний, запрещенных Уголовным Кодексом РФ.
2. Действия носят публичный характер, затрагивают общественно-значимые вопросы и адресованы широкому кругу лиц. Не могут содержать признаков экстремистской де-ятельности убеждения человека пока они являются частью его интеллектуальной жизни и не находят своё выражение в форме той или иной общественной активности. Так, например, нацистская атрибутика или символика может на законных основани-ях храниться в музеях. Однако, деятельность по пропаганде и публичному демон-стрированию и такой символики будет содержать признаки экстремизма.
Следует выделить основные особенности экстремизма в молодежной среде.
Во-первых, экстремизм формируется преимущественно в маргинальной среде. Он посто-янно подпитывается неопределенностью положения молодого человека и его неустано-вившимися взглядами на происходящее.
Во-вторых, экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характерных от-сутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
В-третьих, экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низ-кий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
В-четвертых, экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах дости-жения целей.
Причиной возникновения экстремистских проявлений в молодежной среде, можно выделить следующие особо значимые факторы:
Во-первых, обострение социальной напряженности в молодежной среде (характеризуется комплексом социальных проблем, включающим в себя проблемы уровня и качества обра-зования, «выживания» на рынке труда, социального неравенства, снижения авторитета пра-воохранительных органов и т.д.).
Во-вторых, криминализация ряда сфер общественной жизни (в молодежной среде это вы-ражается в широком вовлечении молодых людей в криминальные сферы бизнеса и т.п.).
В-третьих, рост национализма и сепаратизма (активная деятельность молодежных нацио-налистических группировок и движений, которые используются отдельными общественно-политическими силами для реализации своих целей).
В-четвертых, наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (не-которые молодежные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т.п.).
В-пятых, использование в деструктивных целях психологического фактора (агрессия, свойственная молодежной психологии, активно используется опытными лидерами экстре-мистских организаций для осуществления акций экстремистской направленности).
В-шестых, использование сети Интернет в противоправных целях (обеспечивает радикаль-ным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропаганде своей дея-тельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
На сегодняшний день молодежный экстремизм выражается в пренебрежении к действую-щим в обществе правилам поведения, к закону в целом, появлении неформальных моло-дежных объединений противоправного характера. Экстремисты нетерпимы к тем гражда-нам России, которые принадлежат к другим социальным группам, этносам и придержива-ются иных политических, правовых, экономических, моральных, эстетических и религиоз-ных идей. Развитие молодежного экстремизма — это свидетельство недостаточной социаль-ной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих про-тивоправные образцы ее поведения.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологи-ческих и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» ? «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная вну-шению и манипулированию.
Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сфор-мировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, по-литическая радикальная организация или тоталитарная секта.
Исходя из этого, вытекают следующие направления в работе по профилактики экстремизма и терроризма в образовательном процессе:
1. Информирование молодежи об экстремизме, об опасности экстремистских органи-заций;
2. Проведение педагогических советов с приглашением сотрудников правоохрани-тельных органов, классные часы и родительские собрания, на которых разъясняются меры ответственности родителей и детей за правонарушения экстремистской направленности;
3. Особое внимание следует обращать на внешний вид ребёнка, на то, как он проводит свободное время, пользуется сетью Интернет и мобильным телефоном;
4. Пропагандировать среди молодёжи здоровый и культурный образа жизни: органи-зация летнего отдыха и временного трудоустройства несовершеннолетних, проведе-ние мероприятий по патриотическому и нравственному воспитанию детей и под-ростков, проведение спортивных и культурно-массовых досуговых мероприятий.
5. Развитие толерантности у подростков, повышение их социальной компетентности, прежде всего способности к слушанию, сочувствию, состраданию;
6. Снижение у детей предубеждений и стереотипов в сфере межличностного общения. Этому способствует совместная деятельность детей, творческая атмосфера в группе, использование дискуссий, ролевых игр, обучение методам конструктивного разре-шения проблем и конфликтов в повседневном общении, ведению переговоров;
7. Научить детей ценить разнообразие и различия, уважать достоинство каждого чело-века.
8. Создание условий для снижения агрессии, напряженности;
9. Создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодежи: (например, занятия творчеством или спортом, разнообразные хобби, клубы и т. д.).
Особое внимание следует уделять подросткам, находящимся в ситуации возможного «по-падания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контек-сте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде долж-на быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.